|
Звукосниматели > Квадрафоническая пластинка > |
Стремление к возможно большему сходству воспроизводимого звука с естественным звучанием привело к появлению квадрафонии. |
|
В этой новой многоканальной системе, как запись, так и воспроизведение ведутся не по двум, а по четырем каналам. |
Первая такая разработка для грампластинок велась в 1970 году. Системы получила обозначение СД-4, что означает «совместимая дискретная четырехканальная система». |
“Compatible Discrete 4”, также известный как “Quadradisc” или CD-4 (который не стоит путать с компакт дисками) был принят в качестве дискретной 4-х канальной квадрофонической системы для 4-х канальных записей, обычно называемые граммофонными записями. |
Система была создана в 1971 году компаниями JVC и RCA и продемонстрирована в мае 1972 года. |
Другие крупные звукозаписывающие компании, которые принявшие этот формат: A & M, Arista, Atlantic, Capricorn, Elektra, Fantasy, Nonesuch, Reprise and Warner Bros. |
|
В квадрофонических системах все 4-е канала остаются полностью независимыми друг от друга на протяжении всей записи и воспроизведения цепи. |
Там нет смешивания каналов, как это делается в матричном декодере, таких как SQ и QS . Это была единственная дискретная квадрофоническая граммофонная система, получившая признание крупной промышленности. |
Совместимость с обычными стерео грампластинками дает возможность воспроизводить пластинки с квадрафонической записью на обычном стереофоническом ЭПУ. |
|
Технология CD-4 внесла значительные улучшения в воспроизведение стерео. Улучшения включали более высокий уровень соответствия, более низкие уровни искажений, звукосниматели демонстрировали значительный прирост в высокочастотном диапазоне, а также появились новые виниловые диски. |
|
Такие новые грампластинки компании JVC "Supervinyl", обладали повышенной прочностью, чем изготовленные из обычных материалов, а также были весьма антистатическими. |
В квадрафонической системе СД-4 сигналы четырех каналов записываются в одной звуковой канавке обычным двухканальным стерео рекордером, используемым для записи по способу 45/45. В отличие от двухканальной стереофонии в системе СД-4 каждая стенка канавки несет информацию не одного (левого или правого) канала, а двух каналов со спектром частот, простирающимся до 45 кГц. |
В полосе частот 30 Гц ~ 15 кГц, соответствующей диапазону обычных стереопластинок, передается суммарный сигнал обоих каналов, а спектр 20 ~ 45 кГц является результатом модуляции несущей частоты 30 кГц разностным сигналом этих же двух каналов. |
Разностные сигналы ниже 800 Гц и выше 6 кГц модулируют несущую по частоте, а в диапазоне выше 800 Гц до 6 кГц - по фазе. Такой выбор видов модуляции создает высокое качество звукопередачи. |
Совместимость квадрафонической пластинки обеспечивается наличием записи суммарных сигналов на каждой из стенок канавки. |
Разностные сигналы записываются с уровнем, на 19 дБ меньшим, чем суммарные сигналы; этим достигается надежное прохождение иглой звукоснимателя канавки с записью высокочастотных колебаний. |
Иногда зрение может обмануть слух, думая, что вещи прекрасны, когда этого нет. Мы все можем рассчитывать четыре угла типичной студии или комнаты прослушивания. |
Когда первый квадрофонический проект внедрялся вначале 70-х, нетрудно было догадаться, где находились громкоговорители. |
|
Квадрафонические грампластинки записанные в технике СД-4.
|
|
Для проигрывания квадрафонической, пластинки пригодны проигрыватели, имеющие частоту вращения 33,3 об/мин, однако в них необходимо заменить головку звукоснимателя специально разработанной; эта новая магнитная головка характеризуется более широким рабочим диапазоном частот (от 10 Гц до 60 кГц), большей гибкостью подвижной системы, большим переходным затуханием между каналами, достигающим 30 дБ на частоте 1 кГц и имеющим наименьшее значение 15 дБ на граничных частотах рабочего диапазона. |
Малое механическое сопротивление подвижной системы такой головки позволяет проигрывать пластинку при прижимной силе, не превышающей 0,015 Н. |
Головка оснащена специально разработанной квадрофонической иглой от японского производителя с заточкой Шибата (Shibata). |
В рабочем поперечном сечении эта игла по форме ближе подходит к форме резца, чем эллиптическая. Кроме того, профиль иглы Шибата обеспечивает в 4-е раза большую площадь контакта со стенками канавки благодаря удлинению зоны контакта в глубину канавки. |
Это приводит к меньшему давлению в месте контакта игла - канавка, а следовательно, к повышению срока службы пластинки и иглы. Игла Шибата хорошо воспроизводит весь диапазон частот 10 Гц ~ 45 кГц, записанный на пластинках СД-4, и является, кроме того, совместимой, т. е. обеспечивает высококачественное воспроизведение двухканальных стереопластинок. |
Квадродиски представляют собой дискретную запись, которая может быть воспроизведена всеми современными проигрывателями грампластинок для достижения полного эффекта стерео. Но эффект CD-4 достигается только, если эта запись воспроизводится на системе с четырьмя каналами с четырьмя динамиками и демодулятором. Ориентировочный срок службы иглы Шибата менее 700 ч. |
В середине 1971 гг. американская фирма «Колумбия» разработала систему совместимой так называемой стереоквадрафонической записи на диск.
|
|
Пластинка СК (стереоквадрафоническая) в отличие от пластинки СД-4 полностью совместимая с стерео форматом, т. е. ее можно проигрывать на обычном проигрывателе грампластинок, получая высококачественное звучание, как при 4-х канальном проигрывании, так и при двухканальном воспроизведении стерео. |
В системе СК для производства механической записи на диск сигналы с четырех выходов магнитофона подаются на вход кодирующей матричной цепи, которая путем линейного преобразования комбинирует четыре сигнала в два, подаваемые на обычный двухканальный стерео рекордер. |
Расчет матричной цепи сделан с учетом принципов восприятия слушателем квадрафонического звучания от четырех громкоговорителей, расположенных в углах помещения прослушивания. |
Исходя из этих принципов, для получения наибольшего сходства воспроизведенного звука с оригиналом на 2-а передних громкоговорителя в левом и правом углах помещения должна поступать полная информация левого и правого каналов соответственно. Поэтому один из двух выходов кодирующей цепи представляет собой левый канал, другой - правый. |
Кроме того, по левому каналу записывают сигналы обоих задних каналов, но не полностью, а уменьшенные в соотношении 0,707 : 1. Такая же запись делается и по правому каналу. |
Стерео рекордер вырезает квадрафоническую канавку, две составляющие которой под углом 45° к поверхности диска передают информацию передних левого и правого каналов, чем обеспечивается при воспроизведении совместимость СК - пластинки с обычной двухканальной стереопластинкой. |
Канавка, кроме того, содержит модуляцию, обусловленную круговым движением резца, вызванным добавлением сигналов левого и правого задних каналов. |
При этом левый канал рекордера дает винтовую канавку с разверткой по часовой стрелке, правый канал — с разверткой против часовой стрелки. В итоге квадрафоническая канавка при воспроизведении задает игле звукоснимателя сложное спиральное движение, соответствующее векторной сумме составляющих каждой модуляции. |
Для квадрафонического воспроизведения четыре независимых сигнала, содержащихся в СК-пластинке, получают с помощью декодера, включаемого между звукоснимателем и усилителем воспроизведения. |
|
Квадрофонические записи, как только они появились на виниловых пластинках, не имели никакого промышленного стандарта.
|
|
Когда дело дошло до определения именно то, что и было квадрофоникой, то уже существовало много различных типов технологий, в результате которых несколько стандартов квадро появились на рынке hi-fi. |
Квадрофоническая технология CD-4 была лучшим стандартом записи на 4-е канала, но так как он использует частотное мультиплексирование, то они имеют мало пользы для стандартного стерео, так как вы не можете слышать, ни 3-й, ни 4-й каналы. |
Примечание: они были закодированы в частотах выше слышимого диапазона, и декодируются в слышимый диапазон при воспроизведении. |
Тем не менее, другой стандарт квадрофонической записи, SQ представляет интерес, потому что вы можете услышать все треки при проигрывании на обычной системе стерео. |
Много раз квадрофонические записи в стандарте SQ создавались в студии инженерами звукозаписи, чтобы получить новую версию от прежних записей. |
Они могут быть очень интересным для тех, кто хорошо знаком со стандартной версией стерео записи. Студия «Columbia Records» была особенно хороша при создании новых версий. |
Представляет интерес альбом: Pink Floyd «Dark Side of the Moon» в SQ quadraphonic. |
Квадрафоническая грампластинка была коммерческим провалом из-за многих технических проблем и несовместимости форматов. Квадрофонические аудио форматы были более дорогими в производстве, чем стандартный формат двухканального стерео. Воспроизведение требовало дополнительных акустических систем и специально разработанных декодеров и 4-х канальных усилителей. |
Также были выпущены квадрофонические системы, где источником были катушечные магнитофоны, способные, проиграть четыре дискретных канала. |
|
Наша студия собирала квадро системы, основанные и на проигрывателе грампластинок с демодулятором CD-4 и на катушечной деке Akai 630d ss quadro. Дека легче настраивалась и с фирменных катушек демонстрировала великолепное звучание.
|
При прослушивании квадро система обеспечивала полное вовлечение, слушатели находились как при живой демонстрации звука.
|
Это собственные впечатления. На данный момент квадро мне недоступно, тем не менее, оставив самые благоприятные впечатления. |
|
|
|
Все права защищены © 2003-2017. Разрешается использование
при условии указания живой ссылки на сайт http://inthouse.ru/ |
|
+7 (926) 906-6548 |
|
+7 (495) 771-2800 |
|